Аннотация
рабочей программы по литературе 10-11 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с документами: Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной
программой основного общего образования по литературе и базисным учебным планом
общеобразовательных учреждений Р
.
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных
учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под
редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.)
Используемые учебники: «Русская литература XIX века. 10 класс» (ч.1,2) для
общеобразовательных учреждений (автор – В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2008-2010г.),
«Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений
(авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2010г.)
Количество часов на изучение В 10-11 классах на изучение литературы на базовом уровне
выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю)
Цели программы
Воспитание
духовно
развитой
личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры.
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления,
эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование
общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации
и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Структура предмета
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе,
монографическое изучение творчества классиков русской литературы (линейный курс). Особое
внимание в программе уделено вопросам традиции и новаторства в русской литературе, истории
создания отдельных произведений, литературным и фольклорным истокам художественных
образов,
вопросам
теории
литературы.
Курс литературы 10-11 классов завершает реализацию главной идеи программы: изучение
литературы от фольклора к древнерусской литературе. От нее к русской литературе 18,19,20
веков.
Основные содержательные линии предмета «Литература»
выстраивание историко-литературного контекста, в рамках которого рассматривается
произведение;
реализация межпредметных и внутрипредметных связей курса, предполагающих
содружество различных видов искусств;
формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и
сопоставлять различные литературные явления и факты.
Используемые технологии
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
тестовые технологии
педагогика сотрудничества
личностно-ориентированное обучение
Требования к результатам
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
*
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
*
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной
русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.