анализ работы за 2016-2017 г

13.09.2018

Аналитический отчёт о работе МО

учителей начальных классов МКОУ «Теречная СОШ»

за 2016-2017 учебный год.

Основное внимание МО в целом было уделено на реализацию действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение их творческого потенциала, т.е. на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования.

Работа ШМО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с планом работы. Реализация цели и задач осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.

Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед ШМО, и способствовала решению поставленных задач. Согласно утверждённому плану работы, за год было проведено семь заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.

Методическое объединение начальных классов работало над темой: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)».

Проблема: современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе в условиях ФГОС.

Цель:совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

1. Знакомство учителей с современными образовательными технологиями.

2. Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках внеурочной деятельности.

3. Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.

4. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

5. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

6. Совершенствование формы работы с одарёнными детьми.

7. Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.

Ожидаемые результаты работы:

1. Рост качества знаний обучающихся.

2. Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС.

3. Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

Направления работы:

1. Аналитическая деятельность:

Анализ методической деятельности за 2016-2017 учебный год и планирование на 2017-2018 учебный год.

Анализ посещения открытых уроков.

Изучение направление деятельности педагогов (тема самообразования).

Анализ работы педагогов с целью оказания методической помощи.

2. Информационная деятельность:

Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

Продолжение знакомства с ФГОС НОО.

Пополнение тематической папки «МО учителей начальных классов».

3. Организация методической деятельности:

Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС-2.

Формы работы МО:

· Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.

· Открытые уроки.

· Доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим их показом.

· Разработка рекомендаций, инструкций наглядных пособий.

· Участие в семинарах, конференциях и конкурсах, творческих лабораториях.

· Организация предметных олимпиад.

· Работа с одарёнными детьми.

· Работа со слабоуспевающими детьми.

· Повышение квалификации педагогов на курсах.

· Прохождение аттестации педагогических кадров.

Межсекционная работа:

1. Проведение открытых уроков.

2. Проведение школьных олимпиад по различным предметам.

3. Работа учителей над темой по самообразованию.

4. Изучение нормативных документов, новинок методической литературы, изучение документов по аттестации.

5. Научно-исследовательская работа во внеурочное время.

6. Кружковая работа с одарёнными детьми.

7. Работа со слабоуспевающими детьми.

8. Проведение конкурсов, направленных на развитие творческих способностей детей.

Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжит работу над поставленными задачами в следующем учебном году, так как они являются актуальными.

За прошедший учебный год проведено 7 заседаний ШМО:

Август.

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год».

1. Анализ работы МО учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год (рук. МО).

2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2016-2017 учебный год (члены МО).

3. Рассмотрение, корректировка и утверждение рабочих программ, тематических планов по предметам и внеурочной деятельности учителей начальных классов (рук. МО).

4. Утверждение тем по самообразованию педагогов (рук. МО, учителя).

5. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной документации.

6. Контроль и учёт знаний по предметам: русский язык, родной язык, математика, литературное чтение (составление графика контрольных работ) на 2016-2017 учебный год (члены МО).

7. Краткий обзор новинок методической литературы (Абдулазизова Т.А.)

8. План работы с одарёнными детьми.

Сентябрь.

Тема: «Проектирование современного урока в начальных классах в рамках требований ФГОС».

Цель:изучить особенности современного урока в рамках ФГОС-2; новая формула выстраивания урока.

Форма проведения: научно-практический семинар, «круглый стол», обмен опытом.

1. Изучение требований к современному уроку в рамках требований ФГОС. Критерии современного урока.

2. Анализ и самоанализ урока.

3. Коммуникативные компетентности учителя.

4. Анализ входных контрольных работ и пути повышения качества в каждом классе. Итоги проверки техники чтения. Методы и приёмы по улучшению техники чтения.

5. План проведения предметной недели начальной школы. Подготовка к проведению предметных школьных олимпиад.

6. Разное.

Ноябрь.

Тема: «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе».

1. Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников по новым образовательным стандартам» (рук. МО).

- Понятие о деятельностном методе обучения. Система дидактических принципов.

- Особенности основных компонентов образовательного процесса при системно-деятельностном подходе.

- Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников (из опыта работы).

2. Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения. (Нурмагомедова А.А.)

- Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения.

- Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС.

- Структура уроков введения нового знания в логике системно-деятельностно-

го подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

3.Практическая работа. Разработка единой технологической карты урока (члены МО).

4. Анализ результатов вводных контрольных работ по математике, русскому языку и родному языку во 2-4 классах (рук. МО).

5. Соблюдение ЕОР при оформлении школьной и ученической документации (рук. МО).

6. Оформлене личных дел учащихся (рук. МО).

7. Посещение уроков в 1 классе. Цель: создание условий для успешной адаптации учащихся (рук. МО).

Январь.

Тема: «Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе».

1. Понятие «универсальные учебные действия» (рук. МО).

2. Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

(Умарова П.М.)Хочу такой сайт

- Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО.

- Формирование УУД средствами УМК «Школа России»

- Типовые задания в УМК «Школа России», способствующие формированию УУД.

- Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на раз-

ных этапах обучения по УМК «Школа России».

Март.

Тема: «Оценка достижений планируемых результатов».

1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе (Стандар-ты второго поколения) – Абдулазизова Т.А.

2. Планируемы результаты как основа оценки достижений стандарта (Нурмагомедова А.А.)

3. Система оценки достижений планируемых результатов (Магамагазова М.М.)

4. Итоговая оценка выпускника (рук. МО)

- Соотношение внутренней и внешней оценки.

- Комплексная оценка достижений планируемых результатов. Освоение программы начального образования на межпредметной основе.

- Портфолио учащегося.

5. Итоги успеваемости за 3-ью четверть. Анализ контрольных работ за 3-ью чет-

верть. Итоги мониторинга качества ЗУН, техники чтения за четверть (рук. МО, учителя).

6.Работа Школы будущего первоклассника (рук. МО).

7. Планирование воспитательной работы на 4-ую четверть (члены МО)

- Мероприятия, посвященные Дню Победы.

- Последний звонок.

- Прочие памятные и знаменательные дни.

- Участие в тематических областных и районных конкурсах.

- Проведение школьного тура олимпиад по предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, родной язык, родное чтение.

Май.

Семинар: «Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность - начальная школа и среднее звено».

Цель:обсуждение условий формирования устойчивой учебной мотивации и го-

товности к переходу на вторую ступень обучения.

Вопросы для обсуждения (члены МО):

1. Мотивация учебной деятельности и её формирование.

2. Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обучения.

3. Готовность младших школьников к обучению в среднем звене.

4. Портфолио ученика как средство мониторинга деятельности обучающегося.

5. Портрет выпускника начальной школы.

Июнь.

Тема: «Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса»

1. Индивидуальная методическая работа учителя (отчёт по самообразованию) – члены МО.

2. Портфолио педагога (рук. МО).

3. Анализ итоговых стандартизированных контрольных работ по предметам, техники чтения за год. Анализ итоговых КР за курс начальной школы (рук. МО).

4. Итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников

(по классам). Листы достижений (рук. МО).

5. Выполнение учебных программ (рук. МО, учителя)

6. Анализ работы МО за учебный год (рук. МО).

7. Обсуждение плана работы и задач МО на 2017 – 2018 учебный год (члены МО).

На заседаниях ШМО было уделено внимание современным образовательным технологиям, особенно организации проектной деятельности, применению на уроках системно-деятельностного метода обучения. Особое внимание уделено мониторингу знаний и умений обучающихся.

Организация работы ШМО учителей начальных классов была связана с мето-дической проблемой: «Эффективность индивидуального подхода учителя к обучению и воспитанию учащихся на уроках с целью повышения общего качества образования». Учителя принимали активное участие в реализации этой проблемы. Вся работа учителей начальных классов была ориентирована на повышение профессионализма. На протяжение учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС: самообразование, открытые уроки, круглые столы.

МО учителей начального звена в этом учебном году в основном добивалось выполнения тех целей, которые были поставлены в начале года, т.е. учителя старались создавать условий для получения учащимися качественного образо-

вания, используя инновационные технологии.

В течение учебного года работа учителей была направлена на развитие всех видов деятельности учащихся с позиции насыщения их творческим материалом, на внесение нового содержания в трудовую, художественно-эстетическую и нрав-

ственную работу с детьми.

На всех мероприятиях звучала мысль о функции учителя, , которая заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, созда-

ние условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают нео-

кончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возмож-

ностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследова-

телями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

С целью расширения и углубления профессионально-методических знаний и умений занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.

Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей являя-ется внеклассная и внеурочная деятельность, которая организовывалась по следующим направлениям развития личности ребёнка: спортивно-оздоровитель-ное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультур- ное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса: организация и проведение предметных недель, подготовка к олимпиадам.

Эта работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности; ребёнок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, жела- ния активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботится о своих товарищах, ста- вить себя на место другого человека и пр. формы организации работы самые разнообразные.

В последнее время предпочтение отдаётся проектной и исследовательской дея- тельности обучающихся в урочное и внеурочное время, хотя продвиждения в этом направлении незначительны. Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа, как образовательное учреждение, должна научить своего выпускника умению обща- ться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать её доказательства. В последние годы для педагогики характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы стал требованием времени.

Очень интересно и плодотворно прошли предметные недели. Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. Поэтому учителя постепенно стараю-тся, чтобы оно присутствовало на каждом уроке. С него начинается поиск отве- тов, обсуждение проблемы, а когда дети затрудняются, учитель терпеливо и до- ходчиво объясняет им.

В современном обществе множество проблем. И одна из самых острых и насущ- ных – проблема сохранения окружающей среды. Многие из нас хорошо владеют культурой поведения в обществе, но в то же время, к сожалению, не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Порой удивляемся, откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия. Не от взрослых ли? Не секрет, что некоторые родители сами являются примером экологического бескультурья. И поэтому мы сочли необходимым в какой-то мере изменить такой порядок дел. Потому что считаем, что активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность; наблюдения; метод моделирования; иссле- дования) позволяют успешно решить задачи экологического воспитания школьников. Привлекая детей к тесному общению с природой, мы способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в харак- тер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Никого не оставили равнодушными мероприятия, проведённые учителями в рамках предметной Недели, экскурсии в природу, субботники по озеленению и уборке территории. Именно на таких мероприятиях дети пытались найти ответы на интересующие их вопросы.

Среди предметов, преподаваемых в начальных классах, особая роль принадлежит чтению. Ведь обучение чтению (и письму) – это начало начал всех прочих предметов. Лишь научившись грамоте, школьник получает необходимое орудие для овладения неязыковыми знаниями. Другими словами, чтение – важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития детей. Поэтому учителя начального звена обращают особое внимание на совершенствование техники чтения. Об этом неоднократно шёл разговор на засе- даниях МО и в межсекционные периоды. В результате из 104 учащихся начальной школы 88 получили за технику чтения оценку «5» и «4» и только 4 ребёнка не укладываются в нормативы. На Неделях русского языка и литературного чтения дети получили дополнительные знания о современном русском языке, о творчестве писателей, приняли активное участие во внеклассных мероприятиях.

Викторины, занимательные вопросы, ребусы, математическое лото – это задания, тщательно продуманные и предложенные учителями на Неделе математики. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познава-тельной деятельности учащихся.

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одарёнными и способными учащимися. В школе отработана система организа- ции работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие во всех школьных и районных (редко в областных, всероссийских) конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяются с каждым годом. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления. Талантливые дети – это когда рядом талантливые педагоги-мастера. Создание целостной системы в работе по поддержке одарённых детей невозможно без профессионального мастерства, постоянной наставнической и психологической поддержки педагогов, активно участвующих в судьбах одарённых и талантливых школьников. В этом смысле следует упомянуть педагогов Нурмагомедову А.А., Умарову П.М., Магиматову Ш.М.

В этом учебном году впервые была проведена промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов по 9 предметам: русский язык, русское чтение, аварский язык, аварское чтение, математика, английский язык, музыка, окружающий мир, физкультура.

Нужно признать, что результаты обнадёживающие: успеваемость – 82%, при 64% качества обученности. Это означает, что начальная школа получила по итогам года оценку 3,7.

Как видно из итогов аттестации, проблемы есть, и в новом учебном году поста- раемся ликвидировать их.

Первостепенные задачи на будущий учебный год:

1. Необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, отслеживание роста ученика при помощи мониторинга, проведение конкурсов или конференций по предметам.

2. По темам, в которых учащиеся допустили большое количество ошибок, уси- лить подготовку, планировать индивидуальную и дифференцированную работу.

3. Спланировать сопутствующее повторение материала.

4. Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.

Система работы нашего МО позволяет двигаться в разных содержательных направлениях, учитывая разные интересы детей, их родителей, учителей.

Затруднения в педагогической деятельности, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.

Проанализировав работу МО, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведётся работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Но в то же время недостаточно внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся, внедрению и освоению детьми (и отдельными педагогами) ИКТ, формированию УУД у учащихся.

Таким образом, анализ работы МО показал, что запланированное практически выполнено. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы обосновывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с \высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению того или иного предмета. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счёт целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.

По итогам методической работы за 2016-2017 учебный год можно сделатьвыводы:

1. Признать работу ШМО учителей начальных классов удовлетворительной.

2. Отметить положительную динамику результатов работы учителей.

3. Совершенствовать дальнейшее развитие педагогического мастерства.

Задачи МО на новый учебный год.

На 2017 – 2018 учебный год планируется организовать работу МО учителей начальных классов по теме «Мониторинг общих умений и навыков младших школьников как средство повышения качества знаний и умений».

Цель:оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания младших школьников, обобщении и внедрении ППО, повышение теоретического и практического уровня и педагогической квалификации учителей, прослеживание качества знаний в процессе обучения с целью повышения ЗУН учащихся. Анализ полученных положительных результатов и выявленных проблем позволяет сформировать направления деятельности объединения на следующий учебный год:

1. Способствовать повышению качества знаний учащихся по предметам.

2. Продолжить мониторинговую деятельность по обученности учащихся.

3. Продолжить коррекционную работу с одарёнными детьми.

4. Организация работы со слабоуспевающими детьми.

5. Продолжить работу по внедрению ФГОС.

6. Осваивать и использовать на практике здоровьесберегающие технологии.

7. Внедрять ППО в практику учителей школы.

8. Совершенствовать методическую работу.

Руководитель ШМО учителей

начальных классов ______________ Т.А.Абдулазизова

Наверх
>Написать о проблеме
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».